главная > о компании > статьи и интервью

Особенности обеспечения безопасности банков

foto_.jpgПеречень рисков, которым подвергается работа среднестатистического банка, весьма велик – от внешних до внутренних. К внешним угрозам в первую очередь относится незаконное проникновение на территорию банка с целью ограбления. Сегодня рынок дает возможность сделать оптимальный выбор оборудования и решений безопасности. Причем современные условия ведения бизнеса предъявляют к безопасности требования не только по надежности, но и по удобству. Об особенностях обеспечения безопасности банков и выборе оборудования рассказывает директор по развитию бизнеса ООО "АРМО-Лайн" Юрий Жуковский.

– Юрий, в чем, на Ваш взгляд, сходство и различие инженерных систем офисов банков и объектов другого характера и назначения? 

– Думаю, что сходства на самом деле больше, чем различий, поскольку большинство помещений банков не сильно отличаются от офисов. Как и в офисах, в здании банков присутствуют все инженерные системы – электрические и механические. То есть вентиляция, кондиционирование, а также специальные системы типа бесперебойного питания и т.д.

Основная специфика банковских помещений, которые предназначены для работы со средствами сбережения и ценностями, заключается в том, что системе безопасности здесь уделяется более значимое внимание. Технические средства безопасности должны, с одной стороны, отвечать определенным критериям выбора, а с другой – удовлетворять требованиям российского законодательства.

Существуют инструкции ЦБ и МВД, которые предопределяют разделение помещений банка на стандартные и особо защищенные. К последним относятся банковские хранилища, кассы. Доступ в особо защищенные помещения должен быть либо невозможен, либо предоставлен строго ограниченному кругу лиц. Комнаты для серверов видеонаблюдения также можно отнести к помещениям с ограниченным доступом. Например, сервер или видеорегистратор может находиться в закрытом шкафу, и если мы говорим о филиальной сети, то только специалист из центрального офиса может получить доступ к такому серверному шкафу. А вся информация с сервера может скачиваться дистанционно.

– Каковы требования банков к системам сигнализации? Какие главные задачи решаются с их помощью?

– Думаю, все из нас видели множество фильмов, сюжет которых разворачивается вокруг ограбления банка. И мы представляем себе, какие ухищрения и изощренные методы может предпринять злоумышленник. Соответственно все системы сигнализации должны обладать защищенностью. Прежде всего, это касается помещений, где размещаются денежные средства – кассовые узлы и депозитарий. Есть несколько уровней защиты объекта. Первый уровень – периметральная защита, второй – охрана внутри помещений, третий – дополнительная охрана в спецпомещениях, где находятся ценности или денежные средства.

В данном случае систему сигнализации составляют датчики объема, датчики на пролом (для стен), сейсмические датчики, датчики защиты от долбежки стен, сверления, датчики разбития стекла и т.д. и т.п.

– Как обеспечивается периметральная защита?

– Можно выделить две подсистемы периметральной защиты банка. С помощью системы видеонаблюдения осуществляется контроль за внешними подходами к зданию. Периметральная сигнализация, отвечающая за заблаговременное обнаружение до момента пока нарушитель проникает внутрь охраняемой зоны, может быть построена на основе инфракрасных или микроволновых датчиков, которые могут быть расположены на крыше помещения, окнах, в чердачных помещениях, то есть везде, где возможно проникновение.

– На основе вашей практики скажите, несанкционированные проникновения какого рода наиболее распространены сегодня? Насколько системы сигнализации реализуют свой потенциал?

– Все зависит от банка. Если вы начинаете экономить на системах безопасности, значит, вы не знаете, что такое катастрофа, ограбление, а главное, какой объем потерь вы рискуете получить. Так, ни в коем случае нельзя экономить на средствах защиты банкоматов. В последнее время участились случаи, когда преступники просто демонтируют банкомат и увозят его, а владельцы узнают об этом от клиентов обнаруживших пропажу... Банки защищают банкоматы датчиками контроля положения банкомата, сейсмическими датчиками, средствами скрытого видеонаблюдения, а также нередко обеспечивают их физическую охрану посредством групп немедленного реагирования. Нельзя недооценивать и профилактическую роль систем безопасности. Чем лучше инженерно-техническая укрепленность, чем оптимальнее количество видеокамер, соответствующих определенным стандартам, тем меньше вероятность нападения. Любой злоумышленник для начала тщательно оценивает собственные риски.

– Современные банки имеют весьма разветвленную структуру. Какова специфика использования систем сигнализации для таких объектов?

– Как правило, это, прежде всего, архивирование на центральном сервере всей информации, получаемой с камер видеонаблюдения. Таким образом, при необходимости можно рассмотреть практически все ситуации, которые могли происходить как внутри банка, так и снаружи. Практикуется наблюдение в зоне банкоматов за людьми, которые снимают наличные деньги, чтобы исключить провокационные действия третьих лиц с помощью поддельных карт или так называемого фишинга. Зачастую полностью ведется контроль за работой кассиров: все операции с наличными деньгами снимаются на камеру и данные записываются на сервер.

В целом, если мы говорим о централизованной системе, то речь, прежде всего, идет о видеонаблюдении, позволяющем представителю центрального офиса банка следить за тем, что происходит в филиалах (вплоть до получения потокового видео). Кроме того, нередко информация о срабатывании сигнализации в урочное или неурочное время передается в центральный офис, а определенные помещения сдаются под охрану сотрудникам вневедомственной охраны или ЧОП. Таким образом, идет централизация как технических систем, так и физических ресурсов.

– Каково отношение служб безопасности банков к IP-системам видеонаблюдения?

– Все большее количество банков сегодня используют системы IP-видеонаблюдения. Они уже обеспечивают качество видео, сравнимое с аналоговым, а также более удобную архивацию. Да и ценовые характеристики IP- и традиционных систем становятся все более сопоставимыми.

Если банк желает обеспечить оперативный просмотр той или иной информации, то каналы связи между филиалами, конечно, должны быть достаточно широкими. Для удаленных объектов, например банкоматов, применяется система передачи данных на базе технологии GPRS.

Что касается общего состояния технической инфраструктуры банков, и в частности структуры безопасности и ИТ, то здесь надо выделять организации, давно ведущие свою деятельность.

К ним в основном относятся зарубежные банки, которые имеют историю и практику соответствия определенным стандартам. В соответствии с этими стандартами, а также с рекомендациями по применяемым брендам оборудования работают все отделения таких банков по всему миру.

В случае с российскими банками среднего уровня часто приходится доказывать, что вложения в современные системы безопасности, в частности на основе IP-технологий, сделать выгоднее и практичнее.

– Применяется ли в банках специализированное оборудование видеонаблюдения?

– В данном контексте банк почти не отличается от других организаций. Понятно, что уличные камеры являются более защищенными от воздействия низких и высоких температур. Для уличного и внутреннего наблюдения часто используются поворотные камеры, обеспечивающие угол обзора вплоть до 360 градусов. Практикуется анализ видеоинформации, получаемой с камер, на предмет оставленных вещей, скрытое видеонаблюдение за банкоматами.

– Что Вы считаете самым важным в работе именно вашей компании с банковской организацией?

– Во-первых, это удовлетворенность клиента. Мы понимаем, что если клиент остался доволен нашей работой сегодня, то, значит, он придет к нам завтра. Во-вторых, оптимальный выбор и подбор оборудования. В процессе эксплуатации сразу становится понятно, правильно было выбрано оборудование или нет. Если в филиальной сети банка (50 объектов) за год имели место 3-4 случая выхода из строя того или иного оборудования, это означает, что выбор техники был правильным и банк не зря потратил деньги. Мы в своей работе стремимся, прежде всего, ориентироваться на долгосрочные отношения с клиентом.

Интервью было опубликовано в журнале "Системы безопасности"
(декабрь 2009 - январь 2010)


Версия для печати

Контактная информация

125167, Москва, Ленинградский пр-т, д.37а, корп.14, Бизнес-центр «АРКУС-II»
Телефон: (495) 787-33-36/37
Факс: (495) 787-33-40
info@armo-line.ru

Группа компаний АРМО

Rambler's Top100
Создание сайта E.Soft Copyright ARMO-Line 2008-2017